Изменение целевого назначения земельного участка Согласно Земельного кодекса Украины все земли делятся на категории. Категории земель имеют особый правовой режим. Земли, которые не предоставлены в собственность или пользование, могут находиться в запасе. Отнесение земель к определенной категории осуществляется на основании решения органов государственной власти или местного самоуправления. Каждый земельный участок в любом случае должен иметь свое целевое назначение. Земельный кодекс Украины предусматривает возможность использования земель только в соответствии с их целевым назначением, а также на основании правоустанавливающих документов (государственного акта на землю, договора аренды). Для регулирования земельных отношений существуют генеральные планы развития населенных пунктов, которые определяют характер застройки населенных пунктов, а также устанавливают зонирование территории по градостроительным признакам. Изменение целевого назначения земельного участка осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления согласно их полномочиям. Гражданам или юридическим лицам при желании можно легально изменить целевое назначение, для этого нужно пройти процедуру согласно Порядка изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Процедура изменения целевого назначения земельного участка зависит от его месторасположения. Если участок находится в границах населенного пункта, то процедура осуществляется на уровне сельского, поселкового или городского совета. Если земельный участок находится за чертой населенного пункта, то процедура происходит на уровне районной государственной администрации, что как правило, усложняет весь процесс. Основные этапы процедуры изменения целевого назначения земли:

1. Обращение с ходатайством (заявлением) собственника земельного участка в сельский, поселковый или городской совет, либо в районную государственную администрацию в зависимости от месторасположения участка.
2. Рассмотрение вышеперечисленными структурами ходатайства и одобрение либо же обоснованный отказ на изменение целевого назначения.
3. Подготовка проекта отвода земельного участка.
4. Согласование проекта отвода с районным (городским) органом земельных ресурсов, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органом градостроительства, архитектуры и охраны культурного наследия.
5. Землеустроительная экспертиза проекта отвода.
6. Рассмотрение местными советами или районной госадминистрацией проекта отвода земельного участка и принятие решения об изменении его целевого назначения.

При обращении в местные советы или районную госадминистрацию с ходатайством, собственник земельного участка должен предоставить следующие документы:

— копию государственного акта на право собственности на земельный участок;
— копию паспорта для физического лица или копию свидетельства о государственной регистрации и копию статута для юридического лица;
— справку об наличии ограничений (обременений) на использование земельного участка;
— письменное обоснование о необходимости изменения целевого назначения земельного участка с указанием его размера.

Местные советы или районная государственная администрация рассматривает ходатайство с предоставленными документами и принимает решение. В случае отказа мотивирует невозможность изменения целевого назначения, а в случае согласия дает разрешение на подготовку проекта отвода. Проект отвода земельного участка делается в случае изменения целевого назначения только части участка, если же меняется назначение всей площади, тогда пересогласовывается прежний проект отвода. Проект отвода выполняют государственные или любые землеустроительные организации, имеющие лицензию на землеустроительные работы, по предоставлению заявления собственником участка.

После согласования либо же пересогласования с районным (городским) органом земельных ресурсов, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органом градостроительства, архитектуры и охраны культурного наследия проект отвода подлежит землеустроительной экспертизе, после чего он проходит согласование с местным советом или районной госадминистрацией. После принятия положительного решения выдается государственный акт на право собственности на земельный участок. В случае отказа, собственник имеет право обжаловать его в судебном порядке. Процедура изменения целевого назначения земельного участка довольно-таки сложный и медлительный процесс. Земельный, а также Гражданский кодексы предусматривают использование земель строго за своим целевым назначением.

Изменение целевого назначения земельного участка (перевод земель) осуществляется по инициативе собственника в порядке, предусмотренном Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка смены целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц» от 11 апреля 2002 года №502. Решившись на изменение целевого назначения, собственник участка предоставляет заявление (ходатайство) в сельский, поселковый, городской совет, если земельный участок расположен в пределах населенного пункта,  или районную госадминистрацию, если земельный участок расположен за пределами населенного пункта.

Форма и содержание заявления (ходатайства) на изменение целевого назначения законодательством не установлены. Мы же рекомендуем обязательно указывать: кадастровый номер земельного участка;категорию земель (целевое назначение), к которому принадлежит земельный участок сейчас, и категорию земель (целевое назначение), предполагаемую в будущем;мотивацию необходимости изменения целевого назначения;права на земельный участок и документы их подтверждающие. К заявлению (ходатайству) добавляются: копия государственного акта на право собственности на земельный участок;для гражданина – владельца земельного участка – копия паспорта (серия, номер паспорта, когда и кем выданный и местожительство), для юридического лица – владельца земельного участка – копия устава (положения) и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;документы относительно установленных ограничений (обременений) и земельных сервитутов на использование земельного участка;обоснование необходимости изменения целевого назначения земельного участка с указанием его размера.

Сельский, поселковый, городской совет или районная госадминистрация рассматривают заявление (ходатайство) на изменение целевого назначения земельного участка и в случае согласия дают разрешение на подготовку проекта его отведения (перевод земель): составление проекта отведения земельного участка, если изменение целевого назначения проводится частично;пересогласование проекта отведения земельного участка с соответствующими органами исполнительной власти, если изменение целевого назначения касается всего участка. Проект отведения земельного участка (перевод земель) при изменении целевого назначения, составляется государственной или другой землеустроительной организацией на заказ владельца земельного участка.

Проект отведения земельного участка (перевод земель) согласовывается или пересогласовывается с органом земельных ресурсов, природоохранным и санитарно-эпидемиологическими органами, органом градостроения и архитектуры и охраны культурного наследия, а также подлежит государственной землеустроительной экспертизе. После экспертизы заказчик подает проектные материалы соответственно в сельский, поселковый, городской совет или в районную госадминистрацию для принятия решения.