С первого января вступил в силу новый Закон, регламентирующий работу с недвижимостью по новой схеме. В частности, после длительной подготовки, наконец-то начала работу Государственная регистрационная служба. Эта регистрационная служба взяла на себя некоторые функции БТИ, а именно регистрацию недвижимости. И все же, механизм работы этого нового инструмента регистрации так и остался неясным для большинства граждан. Не очень понравилось гражданам и другое, менее значительное изменение: введение информационных досок про недвижимость и недвижимое имущество.

Если раньше для консультаций по регистрации были отдельные специалисты, то теперь их заменили стенды с информацией. Причем информация на них не совсем уместна: к примеру, размещенный в полном объеме антикоррупционный закон или порядок работы службы. Также на информационных стендах можно увидеть и реквизиты для оплаты пошлины регистрации. Многие граждане до сих пор не могут понять основное предназначение этих стендов. Основной проблемой для регистрации является отсутствие примеров заполнения бланков, разъяснений необходимости подачи того или иного бланка, а также перечня необходимой документации для предоставления информации. Лучше заранее распечатать требуемое заявление регистрации, хотя в здании напротив можно тоже это сделать за достаточно умеренную цену.

Стоит отметить некий хаос в очередях в отличие от БТИ, в котором для каждого человека назначалось отдельное время, здесь время не назначается. Регистрировать недвижимость нужно обязательно в случае если необходимые  документы на недвижимость (договор купли-продажи недвижимого имущества, договор дарения, свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство и т.п.) еще не был зарегистрирован в Укргосреестре или же был зарегистрирован ранее в БТИ (регистрация до июня 2010 г.), но не внесен в данный Госреестр. В ближайшее время будет запущен отдельный сайт регистрационной службы  и внедрена интернет-запись к регистратору имущественных прав недвижимости.

Наибольшие очереди на регистрации наблюдаются в следующих районах: Святошинский, Броварской, Обуховский, Бориспольский, Васильковский Бородянский и Вышгородский. В связи с этим именно в этих районах в первую очередь планируется внедрить интернет-запись на прием к регистратору недвижимости. Также, совсем скоро будет возможно создание электронной очереди на месте. Придя в службу, вы сможете зарегистрироваться прямо там и ожидать когда на табло высветится ваш номер – как уже сделано во многих государственных учреждениях. Это позволит ликвидировать очереди и записи по спискам, как было раньше. Как стало известно,  количество запросов и заявлений, зарегистрированных в Государственном реестре прав на недвижимость в течение января-мая текущего года уже достигло 1,4 млн.

Из этого количества нотариусами было зарегистрировано около 0,48 млн. запросов и заявлений, а государственными регистраторами – около 0,91 млн. Таким образом, нотариусы уже выполняют треть регистрационных действий в сфере недвижимости. Динамика рассмотрения запросов и заявлений достаточно высокая. В частности, сейчас процент их рассмотрения составляет 95%, а удовлетворения – 98%. Наилучшие показатели работы демонстрируют регистраторы Хмельницкой, Сумской, Донецкой и Волынской областях, где рассмотрено 97% запросов и обращений. Новую систему пока сложно оценить со всех сторон.

Основной проблемой все же являются сроки выдачи документов: сейчас по заверениям специалистов по строительству в Киеве и области они составляют 14 рабочих дней. С 2014 г. планируется сократить срок до 5 рабочих дней (кроме многоквартирных домов или других крупных объектов). Напротив, если есть отягощение прав на недвижимость, процесс займет примерно 10 рабочих дней. Регистрация самого отягощения (например, ипотеки) занимает 1 рабочий день. Соответствующие отказы будут выдаваться в те же сроки.

Оформление прав собственности на недвижимость

Всегда актуальным вопросом в Украине будет земельный вопрос, а именно вопрос касательно оформления прав собственности. Процесс получения заветного Государственного акта на право собственности могло затянуться на несколько лет. Сегодня, на основе Закона №066-VI появился ряд изменений, касательно процедуры оформления правоустанавливающих документов. Государственный акт стал действительным лишь тогда, когда собственность на землю была приобретена по решению органов исполнительной власти или же другим первичным выделением. Также изменилась и статья № 125 Земельного кодекса.

Если ранее, собственнику полностью передавали права собственности только после получения правоустанавливающих документов на руки, то сейчас право собственности возникает уже после государственной регистрации. Срок оформления права собственности согласно норме Земельного кодекса составляет 14 календарных дней с момента сдачи всей необходимой документации. Государственный акт также выдается в качестве правоустанавливающего документа в случае отчуждения участка земли в отдельный участок. Отдельно выделенному участку присуждается индивидуальный кадастровый номер, который регистрируется по соответствующим правилам.

Следует выделить и ряд других документов, которые внесли изменения в земельное законодательство: — Приказ № 326 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, удостоверяющих право на земельный участок, а также порядка раздела и объединения земельных участков» — Постановление № 439, вносящее некоторые изменения в вопросах удостоверения права собственника и другие. Исходя из приказа № 326, собственник земли должен подать в местный орган Госкомзема ряд документов:

  1. Заявление
  2. Свидетельство о праве на наследство либо гражданско-правовое соглашение об отчуждении земли
  3. Государственный акт, в котором приписывается переход права собственности на земельный участок (заверенный нотариусом)

Если документация не соответствует требованиям, Госкомзем в течение 3-х дней должен предоставить письменный отказ, а также указать причины для отказа. Изменения в законодательстве позволили создать более упрощенный механизм оформления права собственности на недвижимость. Для получения права собственности на землю с помощью гражданско-правовых сделок процедура значительно упростилась. Все же до сих пор остается проблемной первичная процедура выдачи документов. Хотя, если соблюдать все требования законодательства и юридическое оформление, риск отказа в регистрации значительно снизился. Государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество проводиться после предоставления регистратору всех необходимых правоустанавливающих документов, а именно:

  • Договор, на основании которого предусматривается переход права собственности (купля-продажа, мена, дарение, пожизненное содержание, наследственный договор, договор о разделе недвижимого имущества, находящегося в общей собственности и т.д.);
  • Свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом;
  • Свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из них, выдаваемое нотариусом;
  • Свидетельство о приобретении имущества на публичных торгах (аукционах), выданное нотариусом;
  • Свидетельство о праве собственности, выданное органом приватизации нанимателям жилых помещений государственного и коммунального жилищного фонда;
  • Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное органом местного самоуправления;
  • Решение суда о признании права собственности на объекты недвижимого имущества, об установлении факта права собственности на объекты недвижимого имущества; и некоторые другие.

 

Оформление прав собственности на землю или земельный участок

Начиная с 1-го января 2013 года оформление прав собственности на землю или земельный участок стала происходить по другой схеме. Насколько эффективными будут эти изменения судить пока рано: нововведения должны еще устояться в обществе. Итак, нововведения подарили нам вместо одной две системы учета и регистрации прав на землю  или земельный участок : Государственный земельный кадастр и Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество и их обременений. Также была добавлена инстанция – Государственный кадастровый регистратор. Две новые инстанции фактически разграничили юридическую и техническую информацию об участках. Регистрация в кадастре не имеет юридической силы, а, следовательно, и юридических последствий (к примеру, в случае возникновения права собственности у заявителя).

Только после оформления прав собственности на землю в Государственном реестре прав, заявитель получает свое право владения в полной мере. А теперь разберем теорию на практике. После регистрации решения о выделении земельного участка, а также утверждения проекта землеотвода, владельцу необходимо сделать регистрацию земли в Государственном земельном кадастре. При оформлении права собственности  необходимо предоставить следующий пакет документов: — соответствующее заявление установленной формы; — документацию по землеустройству (оригинал + копия); — подтверждение оплаты услуг государственной регистрации. Получить документ о праве собственности на участок в Государственном кадастре может вызвать сложности, если земля относится к двум или более кадастровым регистраторам. Каждый из них может отказать в оформление прав собственности на землю на основании 24 статьи Закона Украины « О государственном земельном кадастре».

К сожалению, эта ситуация пока является неразрешимой, и урегулировать этот вопрос можно только через суд. Если право собственности собственника на землю в порядке, земельному участку присуждается кадастровый номер и заявителю выдается извлечение из Государственного земельного кадастра. Однако эта процедура не имеет установленных законодательством сроков. Государственный кадастровый регистратор пересылает документы органу государственной регистрации прав, который впоследствии выдает свидетельство, регламентирующее права собственности (получить данное свидетельство можно в кадастровом регистраторе). Напомни, что уже совсем скоро любую информацию про землю и земельные участки Украины можно будет получить в Интернете. Госземагентство Украины уже начало работу по созданию публичной дежурной кадастровой карты страны, для этого на снимки с воздуха, наносятся государственные границы, границы областей и в конечно же информацию обо всех земельных участках внутри населенных пунктов.

Это стало возможным сделать используя  документы на права собственности которые уже успели пройти проверку и были внесены в кадастр. На самом деле, этот процесс очень хлопотные и жутко медленный, так как единая система координат была создана и запущена в Украине в 2007 году, а первые государственные акты на землю начали получать уже в 2003 году, и сделаны они были в разных системах координат. С 2013 года планируется ввести совершенно новую систему координат, в которую будут переведены предыдущие системы автоматически и соответственно данные про все участки будут пересчитаны. Другое дело обстоит с местными системами координат – перенести участки земли автоматически, скорее всего не получится. Чтобы решить данную проблему, планируется сделать новую геодезию и добавить новую информацию в единую информационную базу. К сожалению, в 2013 году деньги на эти работы не были выделены. Поэтому, в данный момент некоторые земли могут оказаться не так, где они фактически расположены. Для решения это проблемы есть 2 пути – либо граждане сами сделают геодезическую сьемку и могут получить право собственности на свои  участки, либо им придется ждать, пока это профинансирует государство. Но, несмотря на все проблемы, и недочеты, государство считает, что кадастр нужно запустить в том виде, в котором он есть уже сейчас. Это позволит на практическом уровне найти текущие проблемы и получить всем желающим свое право на собственность уже совсем скоро.

.Еще одной проблемой является то, что у населенных пунктов зачастую отсутствуют границы и планы для дальнейшего развития. Многие границы населенных пунктов были установлены по очень устаревшим материалам, которые уже потеряли свою актуальность. Новое законодательство планирует запретить выделение новых участков, если у них нет планов развития населенных пунктов. И в конечном итоге, сельсоветы должны будут проводить данную работу. В заключение можно сказать, что основной проблемой при оформление права собственности на землю, которую не разрешает данный законодательный акт, является отсутствие закрепленных сроков выдачи выписки из земельного кадастра. Процедура получения извлечения из реестра вовсе остается неопределенной в плане сроков: Закон не обязывает выдавать выписку немедленно. Таким образом, данная некорректность в Законе может привести к значительной трате времени.

Остались вопросы? Звоните прямо сейчас!

(044) 229-99-65 (044) 229-93-09